Слово редактора


В марте 2014 г. Крымский полуостров внезапно стал российским. Сегодня кажется, что весенние события вместились в несколько дней: не было этой месячной напряженности, которая грозилась перерасти в войну. Украинцы были шокированы: как за месяц можно провести референдум, подсчитать голоса и тут же заключить договор о вхождении в состав РФ? Оперативности Кремля можно позавидовать. "Это аннексия", - заявляют в Украине. "Это воссоединение", - парируют в России. В самом Крыму мнения традиционно разделились. Да и разве важно сейчас, какой термин следует употреблять, - Крым-то все равно остается российским. И, судя по заявлениям Кремля, возвращать его никто не будет. А что же в Крыму сейчас? Стало ли крымчанам лучше жить? И вновь мнения традиционно разделились. Не будем занимать чью-либо сторону, просто посмотрим на цифры и факты. А выводы каждый сделает сам…


Вступление


Когда в IX веке в Киеве только зарождалось государство русов, а Москвы еще не существовало, Крым, за исключением Херсонеса и ряда прибрежных крепостей Византии, входил в зону влияния Хазарского каганата.

В 944 г. князь Игорь заключил договор с Византией и обязался не нападать на Крым. Однако внук Игоря, Владимир Красное Солнышко, проигнорировал подписанный договор и в 988 году занял Херсонес.

А через несколько лет князь получил почти весь Крым в приданое за дочь византийского императора Анну. Впрочем, под влиянием Киевской Руси полуостров долго не оставался. В XII веке большая часть полуострова стала половецкой. Половецкие названия в XIX веке имели 23 крымских села, гора Аю-Даг, позже лагерь "Артек".

В 1223 году в Крым попали монголы. После распада Золотой Орды остатки монголов в Крыму попали под влияние тюркского языка и были тюркизированы. Тогда Мангуп был столицей крупнейшего государства средневековой Таврики - княжества Феодоро.

Феодальные междоусобицы в Орде способствовали образованию в 1449 г. независимого Крымского Ханства во главе с Хаджи Гиреем. В 1475 г. во время похода османской Турции на Крым крымская правящая династия в лице Менгли I Гирея признала сюзеренитет османского султана. Крымской военной поддержкой неоднократно пользовались украинские гетманы, начиная еще с Хмельницкого.

Впервые русские войска вступили на крымскую территорию в 1730-е годы, а в 1784 году, разгромив в очередной раз Турцию, Россия добилась подписания договора — Кючук-Кайнарджийского мира, согласно которому Крымское ханство перестало быть вассалом Османской империи. Согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Крым и сопредельные татарские области признавались независимыми. Россия присоединила к своим владениям крепости Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн с землями между Днепром и Бугом; а также Большую и Малую Кабарду (современная республика Кабардино-Балкария).

После того как Крым получил статус независимого ханства под покровительством России, императрица Екатерина издала "Манифест о присоединении Крыма к России". Началось строительство Севастополя, который был стратегическим объектом, военной базой черноморского флота и проектом князя Потемкина — "Новороссией".

Во времена гражданской войны в России Крым стал оплотом Белой гвардии, но победу одержали большевики. В 1921 году была создана Крымская автономная советская республика в составе РСФСР. Постановление было подписано Владимиром Лениным, Михаилом Калининым и Авелем Енукидзе. Республика по Конституции 1921 года утверждалась как территориальная автономия. В ней прямо говорилось: "Крымская Советская Социалистическая Республика, утверждая равенство и право на свободное развитие всех национальностей Крыма, отменяет все существовавшие ранее национальные и национально-религиозные привилегии и ограничения". В 1930 году из 16 районов 5 были татарскими, один украинским, один еврейским, один немецким и восемь смешанными.

Во время Великой Отечественной войны на полуострове началась массовая депортация меньшинств. Неудачи при обороне Крыма, который уже к осени 1941 года был полностью оккупирован немцами, провалы партизанского движения, подозрительное отношение к "инородцам" способствовали формированию мнения о поголовном сотрудничестве крымских татар с германскими войсками. В результате в 1944 году с территории полуострова были выселены в Среднюю Азию крымские татары, армяне, греки и болгары, а первыми из Крыма были депортированы в августе 1941 года около 50 тысяч немцев. Крым был оккупирован немцами и освобожден в мае 1944 года, а в июне 1945 года автономия была преобразована в область в составе РСФСР. Всего депортировано более 228 тысяч человек, из них 191 тысяча — крымские татары (их массовое возвращение началось лишь в конце 80-х годов).

В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и "из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства". Причины передачи Крыма Украинской ССР до сих пор вызывают массу споров. Выдвигается много версий, в частности, передачу связывают с необходимостью срочного восстановления народного хозяйства полуострова после войны. На Украину, которая являлась всесоюзной житницей, возлагалось спасение полуострова от краха народного хозяйства. Указ о передаче также часто называют личной инициативой Первого Секретаря ЦК КПСС Хрущева, который решил преподнести подарок УССР в честь празднования 300-летия Переяславской Рады.
Однако в самом указе, документах и постановлениях о передаче Крыма из состава РСФСР в состав УССР ничего не говорится об этой круглой дате. В составе советской Украины Крымская область находилась с 1954 по 1991 годы. В состав независимой Украины Крым перешел в статусе Автономной Республики Крым (АРК). На законодательном уровне статус автономии Крыма был закреплен 12 февраля 1991 года, когда Верховная Рада Украинской ССР приняла закон о восстановлении КАССР в рамках существующей Крымской области Украинской ССР. За воссоздание автономной республики проголосовало 93% населения. В июне 1991 года в Конституцию Украинской ССР были внесены соответствующие изменения.

В 1994 году Украина и Россия подписали двустороннее соглашение о гарантиях суверенитета Украины и ее территориальной целостности в обмен на передачу России ядерного оружия.

4 сентября
1991 года
Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики.

Россия не возражала против воли крымского народа.
В марте
1995 года
решением Верховной Рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента упразднен. В декабре 1998 года вступила в действие новая Конституция Крыма. Республика Крым была переименована в Автономную Республику Крым в составе Украины.

Крымский сепаратизм

Крым все время был для Украины бомбой замедленного действия.

В начале 90-х гг. пророссийские политические силы пользовались в Крыму большой популярностью. Так, политической предвыборной платформой Мешкова стал курс на сближение с Россией, вплоть до полного присоединения. В частности, Мешков был намерен ввести в Крыму рублевую зону, заключить с Россией военно-политический союз, предоставить жителям Крыма российское гражданство, ввести московское время и т. п. Однако в силу жесткого противодействия как со стороны украинских властей, так и со стороны внутрикрымской оппозиции, реализован был только переход на московское время.

Вскоре после избрания на пост президента, Мешков заявил: "Крымчане сделали свой выбор, проголосовав за единение с Россией, за восстановление экономических отношений, за восстановление военно-политического союза с Россией, за все то, что было провозглашено РДК еще в августе 1991 года. Это позволит, прежде всего, спастись всем гражданам Республики Крым от окончательного краха того, что раньше называлось экономикой. Естественно, этого достичь невозможно, если следовать курсу, предложенному киевским руководством на отрыв от России".

Мешков был лишен поста 17 марта 1995 года, в соответствии с Законом Украины "Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым", которым фактически ликвидировался суверенитет Республики Крым, и она преобразовывалась в Автономную Республику Крым — лишенную суверенитета административно-территориальную автономию в составе Украины. 23 декабря 1998 года президент Украины Леонид Кучма подписал закон, в первом пункте которого Верховная Рада Украины постановила: "Утвердить Конституцию Автономной Республики Крым". В ответ в Крыму усилились пророссийские настроения, так как более 60% населения автономии составляют русские.

Россия в Крыму имела колоссальное влияние через пророссийские партии "Русский блок", "Славянская партия", "Авангард" (позже - "Русское единство" Аксенова), "Русь единая" (на одни выборы шла под названием "Партия политики Путина"), "Союз". Традиционно сильными на полуострове были позиции КПУ. Духовным "воспитанием" крымчан занималась РПЦ. Эти организации ориентировали жителей Крыма на безальтернативное сближение с Россией, "защиту" русского языка от посягательств киевских властей, напоминали, что "Севастополь – город русских моряков". Кстати, сами моряки в портовых городах полуострова присутствовали, а в Севастополе и вовсе базировался Черноморский флот РФ. Доходило и до открытых конфликтов. Так, в конце 2003 года Россия решила оспорить принадлежность косы Тузла в Керченском проливе. РФ решила в одностороннем порядке построить дамбу к косе, что вызвало протест Украины. Конфликт был настолько масштабным, что президент Украины Леонид Кучма срочно прервал визит в Латинскую Америку и отправился на Тузлу, чтобы лично урегулировать спор. Верховная Рада приняла специальное постановление по поводу конфликта. Сооружение дамбы к Косе Тузла украинский парламент расценил как недружественный акт со стороны Российской Федерации, который заставляет Украину пересмотреть сложившуюся практику двусторонних отношений. За столь жесткое постановление проголосовали 369 парламентариев, его поддержали практически все фракции Рады за исключением коммунистов.

23 октября 2003 года строительство дамбы было остановлено за 102 м от линии государственной границы после встречи президентов Путина и Кучмы, подписавших в декабре 2003 года "Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива". Тем не менее, вопрос о российско-украинской границе и о режиме Азовского моря так и остался неурегулированным. В январе 2006 года, едва закончив газовую войну, Украина и Россия вновь "поссорились" из-за Крыма.

Сотрудники гидрографической службы министерства транспорта Украины появились в здании маяка крымского порта Ялта якобы для проведения ремонтных работ. Российский начальник маяка допущен не был. Его протесты ни к чему не привели. Командование российского ВМФ отдало приказ Черноморскому флоту, базирующемуся в Крыму, вернуть "гидрографический объект" под свой контроль. Однако российская делегация, спешно прибывшая на место событий из Севастополя, встретила вежливый отказ со стороны начальника Ялтинского порта Юрия Формуса, в то время как другой маяк, "Сарыч", подвергся попытке захвата со стороны группы националистов из движения "Студенческое братство". Та же организация попыталась проникнуть на российскую станцию радионавигационной системы "Марс-75". Эта попытка была пресечена. Но членам организации удалось сфотографировать базу". Иностранные СМИ писали, что "маячный конфликт" – это прямое продолжение газовой войны Киева и Москвы.

"В Симферополе, столице Крыма, украинские националисты уже проводят демонстрации с требованием ухода российского флота. В Москве депутаты Думы точат клинки и требуют возвращения порта Севастополь России. Некоторые призывают даже, чтобы весь Крым, "который украинским никогда не был", был возвращен в состав Российской Федерации. Обе стороны ужесточают тон. Так уже было в 2003 году, во время инцидента на Тузле в Керченском проливе", - писала французская газета Le Figaro. С середины 2006 года украинские суды стали выносить решения, требующие изъять средства навигации у России. Но воплотить решения не удается – Россия отказывается их выполнять.

Конфликт достиг такого накала, что вице-премьер и министр обороны РФ Сергей Иванов выступил с предупреждением: в случае попытки захвата объектов ЧФ охраняющие их российские военнослужащие могут применять оружие. В ответ украинские власти заявили о намерении расследовать законность ношения оружия российскими военными на украинской территории.

О конфликте практически забыли после победы Януковича на президентских выборах. Более того, Украина подписала харьковские договоренности, согласно которым пребывание Черноморского флота продлено до 2042 года в обмен на снижение цены на газ. В 2012 году, на фоне разговоров об изменении Конституции Украины, председатель Совета министров АРК Анатолий Могилев заявил, что менять следует и Конституцию Крыма, дополнив ее "реальными полномочиями, чтобы вывести регион на экономически самодостаточный уровень". Могилев запросил у Киева экономической самостоятельности. Разговоры о большей самостоятельности Крыма продолжались весь срок президентства Виктора Януковича.

5 мая
1992 года
Верховным Советом Крыма был принят акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым — создании суверенного государства Республика Крым, а 6 мая 1992 года на седьмой сессии Верховного Совета была принята Конституция Республики Крым, определяющая Республику Крым демократическим государством в составе Украины и город Севастополь — городом с особым статусом и неотъемлемой частью Крыма.
14 июня
1993 года
Верховный Совет Крыма ввел должность президента Республики Крым, а 4 февраля 1994 года первым президентом был избран Юрий Мешков.

Крым и Евромайдан

Евромайдан накалил ситуацию до предела. 2 декабря крымский парламент обратился к президенту Виктору Януковичу с просьбой принять меры для восстановления общественного порядка в стране, а также ввести чрезвычайное положение, если этого потребует ситуация. Обращение поддержало 76 депутатов из 78, принявших участие в голосовании. Как сказано в заявлении, "Позиция каждого должна быть услышана. Иначе может возникнуть иллюзия, что свое мнение имеют только люди, заполонившие площади и улицы Киева…" Власть, - говорится в обращении, - обязана не допустить антиконституционного пути реванша обанкротившихся политических сил, исповедующих крайний национализм. Это они глумятся над святыми чувствами ветеранов Великой Отечественной войны…".

В декабре 2013 года Верховный Совет Крыма выступил с призывом к жителям полуострова встать на защиту автономии. "Используя технологии "цветных" революций, организаторы уличных беспорядков в Киеве стремятся любой ценой захватить власть в стране. Они уже поделили ключевые посты в государственных структурах, о чем свидетельствуют обнародованные документы, и, одурманенные жаждой власти, не остановятся ни перед чем. Хорошо зная зачинщиков и спонсоров этого преступного сценария, мы с полной уверенностью можем утверждать, что разрушительные процессы в первую очередь коснутся автономного статуса Крыма. Сегодня Крым стоит перед выбором: или стерпеть насильственную майданизацию, или дать решительный отпор антигосударственным и антикрымским силам. Поэтому мы обращаемся к каждому из вас, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, политических взглядов с призывом продемонстрировать нашу общую позицию. Автономия в опасности! Будьте готовы встать на ее защиту!", - говорилось в заявлении.

После этого началось формирование отрядов самообороны в Крыму, Севастополе и на юго-востоке Украины, целью которых являлась защита государственного строя и Конституции. Эти отряды участвовали в акциях против Евромайдана в Киеве. Партия "Русский блок" объявила о наборе в отряды самообороны, целью которых являлось сохранение Севастополя как города, выступающего против Евромайдана. Городской глава Владимир Яцуба призвал местных жителей быть готовыми защитить город. Одновременно свыше десяти общественных организаций подготовили обращение к горожанам, в котором говорилось, что в случае государственного переворота "Севастополь, используя свое право на самоопределение, выйдет из правового поля Украины". Инициатором обращения стал Севастопольский координационный совет, активисты которого также выступали за создание на юго-востоке и в центре Украины Федеративного государства Малороссия с ориентацией на Россию.

Парламент Крыма запретил на территории региона деятельность националистической партии "Свобода", принимающей активное участие в протестных акциях, однако позднее снял данный запрет.

СБУ из-за событий в парламенте Крыма открыла уголовное производство в связи с подготовкой к посягательству на территориальную целостность Украины. В свою очередь, некоторые представители украинской парламентской оппозиции выступили с резкой критикой этих заявлений и призвали наказать парламент Крыма.

12 февраля председатель Верховного совета Автономной Республики Крым Владимир Константинов, выступая на Всеукраинском форуме областных советов и ВС Крыма, проходившем в Ливадийском дворце, заявил, что "нынешняя модель крымской автономии, заложенная в Конституции Украины и в нашей Конституции образца 1998 года, полностью себя исчерпала. Мы хотим совершенно другой автономии. Нам следует вернуться к ряду параметров первой половины 90-х годов". По словам Константинова, в ходе событий на Майдане "выяснилось, насколько слабыми оказались позиции центральной власти… Конечно, не будь ошибок власти, раздуть пожар протестов никто бы не смог. Но не будь зарубежного вмешательства — кризис не зашел бы так глубоко". По его мнению, помочь в сложившейся ситуации может децентрализация власти.

22 февраля 2014 года Верховная Рада отстранила президента Виктора Януковича, власть в Киеве перешла к прозападной коалиции в парламенте и и.о. президента Александру Турчинову. Однако уже на следующий день, находясь в Москве, где он провел встречи с лидерами парламентских фракций Госдумы, Владимир Константинов заявил в интервью "Интерфаксу", что не исключает отделения Крыма от Украины в случае обострения ситуации в стране. Отвечая на вопрос, нужно ли при неблагоприятном развитии ситуации на Украине проводить референдум по поводу отделения Крыма, он сказал, что предпочитает "не жевать" эту тему, поскольку сегодня Крым — это одна из опор центральной власти. Однако, если все-таки под давлением эта центральная власть будет сломлена, Верховный совет Крыма будет признавать легитимными для автономии только свои решения. "И тогда у нас будет единственный путь — это денонсация решения Президиума ЦК КПСС от 1954 года… С этой минуты мы будем признавать те решения, которые считаем нужными", - сказал крымский спикер.

3 декабря
2013 года
президиум ВС Крыма предложил президенту и Кабмину рассмотреть вопрос о возможности вступления Украины в Таможенный союз ЕврАзЭС.
24 января
2014 года
парламент Крыма призвал Януковича ввести чрезвычайное положение и прекратить финансирование из государственного бюджета "объявивших себя вне закона регионов, где власть смещена насильственным путем, до восстановления в них конституционного порядка".
4 февраля
2014 года
Президиум Верховного совета Крыма постановил "в условиях рвения к власти групп национал-фашистского толка" инициировать проведение общекрымского опроса о статусе полуострова. Депутаты также обсуждали возможность обращения к президенту и Госдуме России с призывом выступить гарантом незыблемости статуса автономии Крыма.
19 февраля
2014 года
рядом депутатов Верховного совета была поддержана инициатива депутата Николая Колисниченко (Партия регионов), который предложил, в случае если в Украине в ближайшее время не будет урегулирован кризис, поднять вопрос о присоединении Крыма к России. Спикер крымского парламента Владимир Константинов прервал выступление Колисниченко, заявив, что главная задача, стоящая перед депутатами на данный момент, — "помочь Киеву отстоять власть".
НАВЕРХ